Несколько слов о "Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации"
Разработка Концепции обусловлена рядом объективных причин. С начала 1990-х гг., когда стало создаваться действующее гражданское законодательство, в стране произошли важные экономические и социальные преобразования, не получившие должного отражения в законодательстве.
Далеко от совершенства законодательство, регулирующее отношения по поводу имущества, составляющего основу гражданского оборота, - земли и других природных ресурсов. Необходимо напомнить, что первый Земельный кодекс Российской Федерации был принят только в конце 2001 г. и за прошедшее время очень часто подвергался серьезным изменениям.
В следующие после принятия первой части ГК РФ годы обширная практика применения этого законодательства судами показала, что многие общие положения ГК РФ нуждаются в дополнениях и детализации, отсутствие которых не может быть восполнено судебным толкованием.
Разработчики Концепции отмечают, что в настоящее время назрела необходимость внесения в ГК РФ двух принципиальных изменений системного характера.
В круг отношений, регулируемых гражданским законодательством и определяющих его предмет (статья 2 ГК РФ), следует включить корпоративные отношения, под которыми понимаются отношения по созданию юридических лиц корпоративного типа, участию в них и связанным с таким участием обязательствам.
Кроме того, необходимо создание в ГК РФ комплекса взаимосвязанных институтов вещного права, имеющих своей основой право собственности и объединенных развернутой системой общих норм вещного права. В отличие от большинства развитых западных стран в российском законодательстве не создана система стабильных вещных прав на землю и другие природные ресурсы. Реализация Концепции должна привести к ее созданию, что повлечет перераспределение соответствующего нормативного материала между ГК РФ и комплексными законами природоресурсного законодательства.
Нельзя оставить без внимания изменения, предлагаемые для рассмотрения разработчиками Концепции, в сфере корпоративных отношений.
Так, в частности, предлагается ввести в гражданское законодательство новые понятия, разделяющие юридические лица на "корпоративные" и "унитарные".
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации.
В законодательстве должно появиться новое понятие – публичное акционерное общество. Публичным акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Среди особенностей функционирования публичных акционерных обществ можно назвать повышенные требования к минимальной величине уставного капитала, установление обязанности публично раскрывать информацию, предусмотренную законом о хозяйственных обществах и законами о ценных бумагах, ведение реестра акционеров публичного акционерного общества и функции счетной комиссии независимой организацией, имеющей соответствующую лицензию.
В дальнейшем должно быть конкретизировано определение вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества и общества: "Вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть деньги, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных обществ и товариществ, российские депозитарные расписки, а также исключительные (интеллектуальные) права и права по лицензионным договорам, подлежащие денежной оценке".
При этом существенно изменены требования по размеру уставного капитала. Так, размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью не может быть менее пятисот тысяч рублей, размер уставного капитала акционерного общества - менее пяти миллионов рублей, размер уставного капитала публичного акционерного общества - менее ста миллионов рублей.
Минимальный уставный капитал хозяйственного общества должен быть оплачен деньгами. Не менее трех четвертей уставного капитала хозяйственного общества должно быть внесено его учредителями до государственной регистрации общества.
Некоммерческим организациям предполагается дать наименования "Некоммерческие корпоративные организации" и "Некоммерческие унитарные организации", к первым из которых предполагается отнести потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы (с подробной регламентацией их статуса), а ко вторым - фонды, учреждения и религиозные организации.
Некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доходы деятельность, должна иметь обособленное имущество, гарантирующее интересы ее кредиторов, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.
Ряд изменений должны произойти для предпринимателей, зарегистрировавших свой бизнес в т.н. оффшорных зонах. Установлено, что юридическое лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства, предоставляющего льготный режим налогообложения или не требующего предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций, может осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации при условии депонирования в уполномоченном государственном органе юстиции достоверной информации о своих учредителях (участниках) и выгодоприобретателях.
Перечень таких иностранных государств будет определяться уполномоченным государственным органом. Депонированная информация может быть раскрыта самим юридическим лицом или на основании решения суда. Риск последствий депонирования недостоверной информации, равно как и осуществление деятельности на территории Российской Федерации без депонирования указанной информации, несет это юридическое лицо.
|