|
С 15 декабря 2007 г. вступила в силу весьма заметная новелла наследственного законодательства. Федеральным законом от 29.11.2007 № 281-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" существенно изменены и дополнены правила о наследовании выморочного имущества.
Ранее вышеуказанные правила достаточно лаконично определялись ст. 1151 ГК РФ: в случае если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет право наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. При этом особо было оговорено, что выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Одновременно предполагалось, что порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 ГК РФ).
Идеологически обозначенное правило строилось на традиционном для наследственных отношений положении: при отсутствии иных наследников и других обстоятельств, исключающих призвание имеющихся наследников к наследованию, "универсальным" (и всеядным) наследником по закону является государство - в данном случае Российская Федерация. Закон, однако, предполагал некий автоматизм в возникновении права собственности государства на выморочное имущество, несмотря на то, что п. 2 ст. 1151 ГК РФ было предусмотрено соблюдение и в данном случае "порядка наследования по закону". Порядок же этот в силу п. 1 ст. 1152 ГК РФ в общем случае требует принятия наследства, но с той оговоркой, что для приобретения выморочного имущества не требуется. Образуется, таким образом, логический круг, выход из которого пока не найден.
Наследник - государство
Установленные ст. 1153 ГК РФ способы принятия наследства (подача нотариусу заявления о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, или же совершение наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства) не применяются в случае приобретения государством выморочного имущества. Так каким же образом государство все-таки приобретает право на выморочное имущество? В результате совершения каких-либо положительных действий (актов, сделок и т.п.) или же "по умолчанию"?
Ответ на данный вопрос представляется весьма неоднозначным. Действующее до настоящего времени Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 29.06.84 № 683, а также одноименная Инструкция Министерства финансов СССР от 19.12.84 № 185 весьма противоречивы в этом отношении. Например, п. 10 Инструкции говорит о том, что при переходе к государству имущества по праву наследования нотариальный орган направляет соответствующему налоговому органу, получившему свидетельство о праве государства на наследство, опись этого имущества, подписанную государственным нотариусом, понятыми и заинтересованными лицами (если они принимали участие в описи). То есть предполагается, что налоговый орган получает свидетельство о праве на наследство. Поскольку же такие свидетельства выдаются лишь нотариальными органами, получается, что государство вынуждено использовать один из указанных в ст. 1153 ГК РФ способов принятия наследства - обращаться к нотариусу с заявлением о праве на наследство.
Не определено и какой именно государственный орган уполномочен на получение такого наследства. Дело в том, что в соответствии с п. 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, правом принятия "в установленном порядке выморочного имущества, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), акций (долей, паев) в установленном (складочном) капитале коммерческих организаций наделено именно это Федеральное агентство, но не налоговые органы.
Судебная практика
Как урегулировать эту непростую коллизию? Поскольку законодатель пока не принял решения, судебная практика ищет свои выходы из создавшегося положения. Например, по мнению ФАС Дальневосточного округа (Постановление от 05.12.2006 № ФОЗ-А59/06-1/4330), для государственной регистрации права собственности налоговые органы обязаны представить в управление федеральным имуществом необходимый пакет документов. При этом, с точки зрения суда, в случае отсутствия регулирующих процесс федеральных законов следует руководствоваться нормативными актами, действующими на сегодняшний день, то есть упомянутой Инструкцией Минфина СССР от 19.12.84 № 185. Однако такое решение вряд ли можно объяснить иным образом, нежели стремлением применить временный симбиоз норм для целей конкретного судебного дела.
Сразу же возникает вопрос: совпадает ли этот "установленный порядок" с порядком принятия наследства, предусмотренным ст. 1153 ГК РФ? Исходя из положений п. 3 ст. 1151 ГК РФ можно прийти к выводу о том, что речь идет о будущем порядке наследования и учета выморочного имущества, который должен определяться законом. Законом, которого пока нет, но который со всей очевидностью, должен быть построен на иных началах, нежели общее регулирование принятия наследства в части третьей Гражданского кодекса.
Полагаем, что данный закон должен исходить из прав государства на выморочное имущество "по умолчанию". Для этого имеется достаточное нормативное обоснование в виде ст. 8 ГК РФ, которая допускает приобретение гражданских прав по основаниям, допускаемым законом, помимо сделок, договоров, актов, судебных решений и иных указанных в законе оснований.
Будущий порядок наследования
Основная новелла наследственного законодательства о выморочном имуществе заключается в том, что имущество в виде расположенного на территории России жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Указанная новелла, создающая новую редакцию п. 2 ст. 1151 ГК РФ, не является единственной, поскольку одновременно расширяется круг лиц, которые теперь могут призываться к наследованию по законы. Как следует из действующей теперь редакции п. 2 ст. 1116 ГК РФ, к наследованию по закону могут привлекаться Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в соответствии со ст. 1151 ГК РФ. Это изменение закона крайне существенно, поскольку по ранее децствующему порядку муниципальные образования и субъекты Российской Федерации к наследованию не привлекались вообще.
Согласно прежней редакции п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований должен был определяться законом. Ввиду отсутствия такого закона судебная практика исходила из того, что только Российская Федерация может унаследовать наследственное имущество как выморочное и, оформив свои права на это имущество в установленном законом порядке, передать его в собственность Российской Федерации или в собственность муниципальных образований (Постановление ФАС ПО от 22.06.2006 № А55-17769/2004-15).
Следует обратить внимание на интересное и далеко не чисто редакционное уточнение содержания п. 3 ст. 1151: законодатель говорит здесь о порядке наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также о порядке передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований. Это означает, что законодатель, как и прежде, не отказывается от идеи о возможной передаче в региональную или муниципальную собственность иного (кроме жилых помещений) выморочного имущества. Но такая передача в отношении жилых помещений теперь становится невозможной, поскольку муниципальные образования, а также субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург - становятся самостоятельными субъектами наследственного права.
И последнее замечание - иные, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, субъекты Российской Федерации не могут наследовать жилые помещения как выморочное имущество, однако все субъекты Российской Федерации могут принять в собственность от Российской Федерации принятое ею иное (кроме жилых помещений) выморочное имущество.
Владимир Лапач
Профессор южного федерального университета, д.ю.н
|
|