С 1 июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и другие законодательные акты».
Согласно этому документу все предприятия, организованные в форме ООО, должны были привести свои учредительные документы в соответствие с новым законодательством в период с 1 июля по 31 декабря 2009.
Однако Информационным письмом от 29 октября 2009 года Федеральная налоговая служба пояснила, что и после 1 января 2010 года налоговые органы будут осуществлять перерегистрацию обществ с ограниченной ответственностью. И вот почему.
Ошибочно полагать, что целью законодательных изменений является необходимость в переучете действующих и ликвидации недействующих ООО.
Урегулирования требовала выявленная в ходе применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц проблема рейдерства. Новые положения направлены на противодействие корпоративным захватам, защиту прав и законных интересов участников обществ с ограниченной ответственностью и их инвесторов.
Речь идет, в частности, о нормах, связанных с нотариальным удостоверением сделок по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, внесением в ЕГРЮЛ сведений, связанных с таким переходом, подачей в суд иска о признании прав на долю.
Согласно нововведениям по-иному регулируются и основные стороны внутрикорпоративного управления в обществе. Это и послужило причиной внесения в указанный Федеральный закон положений о необходимости внесения изменений в устав («перерегистрации»). Приведение устава в соответствие с действующим законодательством означает возможность реализовать предоставленные законом права, соблюсти свои собственные интересы, а также обеспечить их защиту.
В этой связи термин "перерегистрация ООО" в данном случае не отражает сути рассматриваемых положений Федерального закона от 30 декабря 2008 года, поскольку прохождение или непрохождение процедуры приведения устава в соответствие с законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, действующего с 1 июля 2009 года, никоим образом не может отразиться на правоспособности общества. Исключение из ЕГРЮЛ обществ, не исполнивших обязанность по внесению в свои уставы предусмотренных законодательством изменений, по решению регистрирующего органа не предусмотрено. Закон не предусматривает также специальных санкций для обществ, чьи уставы не приведены в соответствие с законодательством к 1 января 2010 года. Уставы таких обществ будут применяться в части, не противоречащей законодательным актам Российской Федерации, как это происходит и в настоящее время.
Вместе с тем следует иметь в виду, что одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы обществ с ограниченной ответственностью с целью приведения их в соответствие с действующими законодательными актами, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников регистрируемых обществ. Указанные сведения проверяются нотариусами при нотариальном удостоверении сделок по отчуждению или по залогу доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Поэтому их наличие в ЕГРЮЛ и, следовательно, в выписке из ЕГРЮЛ может упростить документальное подтверждение полномочий лица, отчуждающего или передающего в залог долю или часть доли, на распоряжение ими.
По информации ФНС в целом по России к концу октября перерегистрацию уставов осуществили около десяти процентов обществ с ограниченной ответственностью. При этом начиная с середины сентября количество обращений в налоговые органы в связи с приведением уставов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством резко увеличилось, что неизбежно повлекло за собой возникновение очередей.
Наиболее напряженная ситуация с очередями создалась в городах с большим количеством зарегистрированных обществ с ограниченной ответственностью.
Подготовлено с использованием материалов сайта www.consultant.ru
|